Официальный сайт Администрации Шадринского района
Профилактика правонарушений

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Один руководствуется здравым смыслом, второй действует интуитивно, третий просто подавляет свои желания. Придерживаясь такой политики, и первый, и второй, и третий в равной степени может преступить закон, даже не подозревая об этом, впоследствии понеся за свое правонарушение юридическую ответственность.

Так что же такое правонарушение? Иногда бывает трудно определить грань между обычным поступком и правонарушением. Широко известны такие понятия, как «аморальный поступок», «аморальное поведение». Корнем выделенных слов является слово «мораль». Мораль - это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. Веками лучшие умы человечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями их устранения. На сегодняшний день эта проблема остается столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Анализируя состояние, тенденции и качественные характеристики современной преступности, следует связывать их не только с происходящими в государстве социально-экономическими реформами, но и с изменениями в общественном сознании, происшедшими в последние годы.

В настоящее время общепризнанно, что в большинстве своем правонарушения совершаются не внезапно, им предшествует антиобщественное поведение виновного. Исходя из этого, одним из направлений повышения эффективности предупредительной деятельности является так называемая «ранняя профилактика», направленная на лиц, степень «социальной испорченности» которых еще не обуславливает совершения ими преступления, но ведущих антиобщественный образ жизни.

Между тем, совершенно очевидно, что эффективная предупредительно-профилактическая работа возможна лишь при повышении требовательности к любому виду отклоняющегося от общественно признанных форм поведения, к последовательному применению все более жестких мер воздействия по мере увеличения степени отклонения.

Изложенное выше придает актуальность вопросу о необходимости целенаправленного подхода к проблеме борьбы с правонарушениями, не являющимися преступными, а также с теми или иными отклонениями от требований общественной морали, которые являются питательной средой преступности. Таковы пьянство, мелкое хулиганство, наркомания, мелкие хищения, аморальные поступки. Каждое из этих проявлений может быть малозначительным но, когда подобные нарушения следуют одно за другим, когда для определенного лица (или группы лиц) они становятся повседневными, сливаясь в сплошную цепь неправомерного поведения происходит переход количества в качество. Совокупность малозначительных нарушений - явление, которое должно изучаться и учитываться юридической статистикой в масштабе всей страны, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того, негативное поведение такого рода должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено, как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности.

Правонарушение - явление социальное, его социальный характер обусловлен массовостью нарушений требований норм права в обществе, что наносит значительный моральный и материальный вред. В социальном смысле главное в этом поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинить вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Социальная характеристика правонарушений содержит, по крайней мере, четыре существенных момента:

  • Во-первых, это их историческое происхождение. Известно, что противоправные проступки как массовое явление появились лишь в определенных социальных условиях - с появлением государства и права. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права;
  • Во-вторых, социальная природа массива правонарушений проявляется в конкретном содержании тех элементов, на которых образован этот массив. Этими элементами являются отдельные правонарушения - действия (бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки;
  • В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, технике, природным богатствам, либо как ущерб здоровью или жизни отдельных индивидуумов. Правонарушения причиняют ощутимый вред обществу в целом, тормозя его движение по пути законности;
  • В-четвертых, структура и динамика правонарушений испытывают существенные изменения в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей. Здесь социальная природа правонарушений проявляется наиболее отчетливо. Все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей. Термин «деяние» включает в себя два варианта поведения личности - активное действие или юридически значимое бездействие. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в определенном акте поведения человека.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям права. Поэтому правонарушение противоправное поведение, так как оно направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права.

В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из «духа закона», противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. Такого рода «формализм» противоправности обеспечивает ясность и единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям. Границы противоправности и меру ответственности за их нарушение устанавливает государство, которое выносит свое решение на основе оценки комплекса объективных и субъективных факторов.

Правонарушение всегда общественно вредно. Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям. Правонарушения посягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущерб политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений.

Отношения, подвергаемые правовому регулированию очень многообразны, и соответственно настолько многообразен и вред, причиняемый правонарушением. Вред может быть материальным и моральным, измеряемым и не измеряемым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым. Формы проявления вреда, стадии его развития многообразны. Поэтому вред общественным отношениям причиняется не только тогда, когда уничтожаются какие-либо материальные ценности, причиняется моральный вред, но и тогда когда, например, сформирована банда, еще не совершившая ни одного преступления, когда изготовлен подложный документ, не используемый пока по своему назначению.

Таким образом, правонарушением является не только противоправное деяние, повлекшее наступление конкретных вредных последствий, но и способное привести к таковым.

Основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений.

Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины. Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей.

Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющих собой определенные элементы социальной психологии, получающее проявление в искаженных потребностях и интересах - именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения. Итак, правонарушение это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного субъекта.

Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз) и различных психотропных препаратов, алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних.

Предупреждение преступности - это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности. Предупреждение преступлений предполагает: осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер; проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений; своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка. Вопросы предупреждения преступности должны находиться в центре внимания общества и государства. Предупреждение преступности может и должно планироваться. Однако планы должны носить не декларативный характер, а конкретный, с учетом материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительной системы.

Для успешной работы с правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями. Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела.


Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления:

  • предупреждение совершения правонарушений;
  • последовательная реализация юридической ответственности за уже совершенные правонарушения.

Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.


Основными задачами профилактики правонарушений являются:

  • формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
  • снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
  • устранение причин и условий совершения правонарушений;
  • недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

  • ведущая роль государства в профилактике правонарушений;
  • участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;
  • законность;
  • комплексность и системность;
  • многоуровневость;
  • приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;
  • непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:

  • государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
  • развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
  • профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Основные направления профилактики правонарушений:

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.


Общая профилактика правонарушений:

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

  • сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;
  • анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других, связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;
  • прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
  • создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
  • выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
  • осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
  • изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
  • формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
  • разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений:

  • профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
  • направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
  • оказание помощи профилактируемому лицу;
  • осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
  • привлечение родственников, других лиц к воздействию;
  • другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Стратегической целью государственной политики в сфере профилактики правонарушений является повышение уровня безопасности граждан, укрепление законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики, консолидацию усилий муниципальных образований, органов местного самоуправления поселений, правоохранительных органов, общественных объединений и населения в борьбе с правонарушениями, преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и иными противоправными действиями. Борьба с преступлениями и правонарушениями должна проводиться в комплексном и тесном взаимодействии органов местного самоуправления, правопорядка и общественных формирований правоохранительной направленности.

Эффективным механизмом по профилактике правонарушений в Администрации Шадринского района является программно-целевой метод планирования деятельности по профилактике правонарушений с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возможному росту числа правонарушений на территории Шадринского района. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности на приоритетных направлениях комплексного решения задачи профилактики правонарушений, сдерживание криминальных процессов и недопущение роста криминальной напряженности путем совершенствования нормативной правовой базы, организации мероприятий по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений и привлечения к обеспечению правопорядка всех групп населения.

Органы местного самоуправления района, участковые уполномоченные ОМВД РФ по Шадринскому району составляют основу системы субъектов профилактики правонарушений по месту жительства населения и нахождения объектов профилактического воздействия. Они обеспечивают максимальную доступность профилактического воздействия, действенность мер воздействия, их достаточность, адекватность и комплексность, индивидуальный подход в работе с людьми на основе единства социального контроля и оказания им помощи, создается действенный механизм предупреждения правонарушений путем привлечения всех слоев населения к обеспечению комплекса мероприятий по противодействию бытовой преступности, созданию условий, способствующих формированию активной жизненной позиции, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы с населением, прежде всего, с несовершеннолетними и молодежью. Таким образом, разработан комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи на базе постоянной занятости, обеспечение системы организованного досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел.

На территории Шадринского района сформирована и совершенствуется многоуровневая система профилактики преступлений и иных правонарушений с максимальным использованием возможностей органов муниципальной власти и местного самоуправления, правоохранительных структур, институтов гражданского общества и населения.

Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений в районе возлагается на Межведомственную комиссию по профилактике правонарушений при Администрации Шадринского района, образованную постановлением Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 «Об утверждении состава и Положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений», деятельность которой регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами органов Администрации Шадринского района, Положением о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Администрации Шадри нского района работает в соответствии с утвержденным планом на текущий год.

Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Администрации Шадринского района является совещательным коллегиальным органом и создана в целях осуществления координации работы, укрепления взаимодействия органов входящих в многоуровневую систему профилактики правонарушений и обеспечения безопасности граждан, снижения уровня преступности, создания системы социальной профилактики правонарушений, направленной на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией и на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Администрации Шадринского района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Курганской области и Администрации Шадринского района.


п/п

документа
Дата Краткое наименование Категория
1 №507 08.10.2008 Об утверждении состава и Положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений Постановление
2 №93 02.03.2010 О внесении изменений в постановление Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 Постановление
3 №734 07.10.2010 О внесении изменений в приложение 1, утвержденное постановлением Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 «Об утверждении состава и положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений» Постановление
4 №605 29.07.2011 О внесении изменений в постановление Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 «Об утверждении Состава и Положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений» Постановление
5 №615 29.07.2011 О внесении изменений в постановление Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 «Об утверждении Состава и Положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений» Постановление
6 №144 14.02.2012 О внесении изменений в приложение 1, утвержденное постановлением Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 «Об утверждении Состава и Положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений» Постановление
7 №395 23.04.2012 О внесении изменений в приложение 1, утвержденное постановлением Администрации Шадринского района от 8 октября 2008 года №507 «Об утверждении Состава и Положения о Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений» Постановление
8 23.04.2012 Состав Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Администрации Шадринского района (с внесенными изменениями) Постановление
9 №1406 04.12.2013 Об утверждении Программы «Профилактика правонарушений в Шадринском районе на 2014-2018 годы» Постановление
© 2017 Администрация Шадринского района 641870, Курганская область, город Шадринск, улица Розы Люксембург 10
тел/факс: (35253) 5-22-43 E-mail: 45t02102@kurganobl.ru