Официальный сайт Администрации Шадринского района

Отвечаем на вопросы налогоплательщиков

Вопрос: Подскажите, как проверить индивидуального предпринимателя по его ИНН. Часто совершаю покупки по интернету. А вдруг он - банкрот?

Ответ: В настоящее время в сети Интернет в свободном доступе имеются сведения только о государственной регистрации юридических лиц. Такая информация размещена на сайте Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru в разделе «Электронные услуги» - «Проверь себя и контрагента»: «Сведения из ЕГРЮЛ (публикация)». По индивидуальным предпринимателям такой Интернет-сервис отсутствует. Это связано с проблемами обработки и распространения персональных данных граждан – зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Информация о статусе индивидуального предпринимателя (действующий, прекративший свою деятельность по решению суда и др.) содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Получение сведений из него возможно только в форме получения выписок на бумажном носителе. В соответствии с «Правилами ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 № 630) размер платы за предоставление указанной информации составляет 200 рублей за каждый документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 рублей за каждый документ. Сведения о реквизитах для оплаты можно получить на сайте УФНС России по Курганской области www.r45.nalog.ru в разделе «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Запрос направляется в любой налоговый орган на бумажном носителе с произвольными реквизитами с приложением документа, подтверждающего оплату.

Помимо изложенного, сообщаем, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в сети Интернет ведется информационный ресурс «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (bankrot.fedresurs.ru).

В разделе «Реестры» вышеназванного сайта, через подраздел «Должники», пользователь попадает на страницу поиска сведений о должнике. Далее после выбора категории «Юридические лица» или «Физические лица» указывается ФИО (наименование) или ИНН или ОГРН (ОГРНИП) лица, по которому осуществляется поиск. В результатах поиска отражаются сведения о должнике (лице, признанном судом банкротом), а также информация о судебном акте и данные о проводимой процедуре банкротства.

Необходимо отметить, что включение сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве», осуществляется только с 01.04.2011 (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.10.2010 № 429-ФЗ) о лицах ранее признанных банкротами сведения в данном ресурсе отсутствуют.

В таких случаях рекомендуем поиск по электронной картотеке арбитражных дел Высшего арбитражного суда России по делам о банкротстве. Адрес картотеки в сети Интернет kad.arbitr.ru. В данном ресурсе необходимо осуществить поиск по участнику дела. Как результат поиска выводится информация о судебных актах по проводимым процедурам банкротства.


Вопрос: При подаче одновременно заявлений формы Р13001 (заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица) и формы Р14001 (заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ) кто имеет право выступать заявителем по данным заявлениям?

Ответ: На основании п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14 -ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Пункт 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, устанавливает, что единоличный исполнительный орган общества: без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества; издает приказы; осуществляет иные полномочия, не отнесенные законодательством или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Единоличный исполнительный орган общества (директор) вступает в должность с даты, которая указана в решении общего собрания участников общества.

Действующее законодательство не связывает факт внесения в ЕГРЮЛ сведений об единоличном исполнительном органе общества (директоре), действующем от имени общества без доверенности, с возникновением полномочий такого лица.

Подпункт «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) предусматривает, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

При этом п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлена обязанность юридических лиц сообщать в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ заявителем при данном виде регистрации должен выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

В соответствии с п. 6 ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества, общество сообщает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли.

Таким образом, заявителем при данном виде регистрации также будет руководитель постоянно действующего исполнительного органа общества или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.


Вопрос: Я хочу прекратить вести деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Но я живу в другом городе, приехать нет возможности. Могу ли я отправить заявление и квитанцию по почте?

Ответ: Статья 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ устанавливает, что записи вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Пунктом 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, устанавливается, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

  • подписанного заявителем заявления о государственной регистрации. Форма заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности (№ Р26001) утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (Приложение 20)). Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Форму заявления в электронном виде можно получить на сайте УФНС России по Курганской области (www.nalog.ru) в разделе «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • документа об уплате государственной пошлины. В соответствии со ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) размер государственной пошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 160 руб. Сведения о реквизитах для оплаты госпошлины также можно получить на сайте УФНС России по Курганской области www.nalog.ru в разделе «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, к дате прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявителем должно быть обеспечено представление всей необходимой отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае если данное требование законодательства не будет выполнено, регистрирующий орган будет вынужден вынести отказ в государственной регистрации.

Таким образом, для регистрации о прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, данное лицо должно предоставить (направить по почте) в регистрирующий орган заявление по форме Р26001, приложить к заявлению оригинал документа, подтверждающего оплату госпошлины. В сопроводительном письме к данному комплекту документов рекомендуем указать пожелание об отправке свидетельства, подтверждающего прекращение статуса индивидуального предпринимателя, и выписки из ЕГРИП на адрес вашего фактического пребывания.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Статус индивидуального предпринимателя будет прекращен с момента внесения записи о прекращении статуса индивидуального предпринимателя в ЕГРИП. После внесения необходимых записей в ЕГРИП, не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации, свидетельство, подтверждающее прекращение статуса индивидуального предпринимателя, и выписка из ЕГРИП выдается (направляется) заявителю.


Вопрос: Чему равны коэффициенты К1 и К2 при применении ЕНВД в 2013 году? Какими документами они установлены?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 346.26 НК РФ предусмотрено, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ).

С нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Курганской области можно ознакомиться на официальном сайте УФНС России по Курганской области (главная страница → документы → документы УФНС), сайтах муниципальных образований, в информационно-справочной системе «Консультант Плюс».

Конкретную информацию по величине корректирующего коэффициента базовой доходности К2 дать не представляется возможным, поскольку в Вашем обращении не указаны вид предпринимательской деятельности и место ее осуществления.

Коэффициент-дефлятор K1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход на 2013 год в соответствии со ст. 346.27 НК РФ установлен Приказом Минэкономразвития России от 31.10.2012 N 707 равный 1,569.


Вопрос: В налоговой инспекции сказали, что с 2013 года плательщики ЕНВД обязаны представлять налоговые декларации только в электронном виде. Если это так, то как это делается?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) ежеквартально представляют в налоговые органы налоговые декларации не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала.

Статьей 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики вправе представить прилагаемые к декларации документы также в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС). Требование о представлении декларации в электронном виде распространяется на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, крупнейших налогоплательщиков.

В то же время на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, не вправе применять ЕНВД организации, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

Таким образом, на плательщиков ЕНВД обязанность представлять налоговые декларации в электронном виде не распространяется. Использовать данный способ подачи отчетности они могут по своему усмотрению.

Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по ТКС осуществляется налогоплательщиком непосредственно в налоговые органы или через специализированного оператора связи.

Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Чтобы подключится к системе представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, необходимо:

  • ознакомиться с Порядком представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и с Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705;
  • приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, налоговых органов, установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено специализированным оператором связи;
  • выбрать удостоверяющий центр, который обеспечивает электронной цифровой подписью и/или специализированного оператора связи, из числа прошедших аккредитацию в качестве Доверенного удостоверяющего центра, заключить с ним соответствующие договоры и приобрести ЭЦП (список специализированных операторов связи, договор с которыми заключило УФНС России по Курганской области, размещен на официальном Интернет-сайте управления по адресу www.nalog.ru).

Таким образом, для приобретения сертификата ключа ЭЦП Вы должны обратиться либо к специализированному оператору связи, исполняющему функции Удостоверяющего центра, либо в Доверенный Удостоверяющий центр.

Одновременно сообщаем, что ФНС России проводит пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, обеспечивающего представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через Интернет-сайт ФНС России.

Чтобы воспользоваться данным Интернет-сервисом, необходимо выполнение ряда технических условий. Поэтому предварительно следует ознакомиться с «Порядком представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через Интернет-сайт ФНС России» и Методическими рекомендациями к Порядку по адресу www.nalog.ru, по ссылке - «Помощь налогоплательщику» - «Полезное» - «Электронные услуги» - «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде».

При представлении налоговой и бухгалтерской отчетности требуется использовать:

  • ПК «Налогоплательщик ЮЛ»;
  • сертификат открытого ключа подписи специализированного оператора связи ФНС России.

Для приобретения сертификата открытого ключа на территории Курганской области, Вы можете обратиться к следующим операторам связи:

  • ООО «Инфоцентр», адрес отдела по сдаче отчетности – г.Курган, ул.М.Горького, 110, тел/факс (3522) 600-508 (многоканальный);
  • ООО «Компания Тензор», г.Курган, ул.Клары Цеткин, 11, тел. (3522) 44-33-72.
  • ООО «Гарант», г.Курган, ул.Куйбышева,35, оф.303, тел. (3522)46-19-36

Техническая поддержки на время проведения пилотного проекта: телефон горячей линии: +7 (3842) 75-49-50; e-mail: support@sfo.gnivc.ru; ответственные лица - Мисюра Ольга и Миронченко Екатерина.

Данный вид представления отчетности значительно упрощает Ваше общение с налоговой инспекцией, а также является менее затратным.


Вопрос: Мне надо выслать оригиналы договоров, чеки, справку 2 НДФЛ, декларации на получение вычета за дорогостоящие лечение по почте, а если письмо не дойдет до Кургана? Могу ли я отправить перечень вышеуказанных документов через интернет в электронном виде?

Ответ: На основании пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговой декларации по почте следует иметь в виду, что в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые – принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;

б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) – принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. При приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция. При подаче почтового отправления с уведомлением о вручении отправитель получает сообщение о том, когда и кому вручено почтовое отправление.

Разделом VII Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, предусмотрена ответственность операторов почтовой связи, в частности, за утрату почтовых отправлений.

Что касается представления налоговых деклараций (расчетов) по телекоммуникационным каналам связи, то здесь следует учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию в электронном виде в налоговый орган, в котором он состоит на учете, посредством специализированного оператора связи.

Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет:

  • формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;
  • формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;
  • шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптозащиты информации;
  • формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств электронной цифровой подписи.

Таким образом, чтобы представить налоговую декларацию (расчет) в электронном виде, Вы должны выполнить все перечисленные выше условия.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Для получения социального налогового вычета Вам необходимо представить вместе с налоговой декларацией:

  • платежные документы (кассовые чеки, бланки строгой отчетности, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, банковские выписки и т.п.);
  • договор со страховой компанией, предусматривающий оплату исключительно услуг по лечению, или полис;
  • документы, подтверждающие родство налогоплательщика с лицами, за которых он оплатил лечение, медикаменты, страховые взносы (свидетельство о рождении детей, свидетельство о браке и др.);
  • справку об оплате медицинских услуг по форме, утвержденной Приказом Минздрава России № 289, МНС России № БГ-3-04/256 от 25.07.2001;
  • рецепты по форме № 107-1/у (Приложение № 5 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110) со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» (пункт 3 Приложения № 3 к Приказу Минздрава России № 289, МНС России № БГ-3-04/256 от 25.07.2001);
  • договор налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения (если такой договор заключался) или документы, подтверждающие лечение. К последним относятся выписка из медицинской карты либо выписной эпикриз, заверенные врачом медицинского учреждения;
  • лицензию медицинского учреждения на осуществление медицинской деятельности (при оплате услуг по лечению) или лицензию страховой компании на занятие страховой деятельностью (в случае перечисления взносов по заключенным договорам добровольного страхования);
  • справку по форме 2-НДФЛ.

На основании всего изложенного выше и принимая во внимание то, что Вы зарегистрированы в г. Кургане, а проживаете в другом городе, и что представить налоговую декларацию в электронном виде можно только в случае заверения ее электронной цифровой подписью, то для получения социального налогового вычета Вам нужно отправить все необходимые документы в Инспекцию ФНС России по г. Кургану заказным письмом с описью вложения.


Вопрос: Каков порядок применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения при осуществлении розничной торговли через торговые автоматы?

Ответ: Согласно п.п.1 п.3 ст.346.43 НК РФ в целях п.п.45 – 47 п.2 ст.346.43 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в п.п.6 – 10 п.1 ст.181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях главы 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ к розничной торговле.

В соответствии с п.п.46 п.2 ст.346.43 НК РФ патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Согласно п.п.7 п.3 ст.346.43 НК РФ под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы.

Согласно п.46 Приложения к Закону Курганской области от 28.11.2012 № 65 «О патентной системе налогообложения на территории Курганской области» (далее – Закон № 65) патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

При этом при принятии Закона № 65 законодатель согласно п.п.3 п.8 ст.346.43 НК РФ при установлении размера потенциального возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, п.46 Закона № 65 дифференцировал в зависимости от количества обособленных объектов (площадей), а также от средней численности наёмных работников.

Таким образом, на основании изложенного в отношении вида предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя по реализации товаров через торговые автоматы, применяется патентная система налогообложения установленная п.п.2 п.46 Закона № 65 «прочая розничная торговля вне магазинов».


Вопрос: В каких случаях возможен отказ от патента в пользу ЕНВД?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается НК РФ и вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. На территории Курганской области патентная система налогообложения введена Законом Курганской области от 28.11.2012 N 65 "О патентной системе налогообложения на территории Курганской области".

В соответствии с п. 1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого введена патентная система налогообложения.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.

Главой 26.5 НК РФ не предусмотрен отказ налогоплательщика от применения патентной системы налогообложения.

Однако если нарушены ограничения по численности работников или по объему выручки, либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик, согласно п.6 ст. 346.45 НК РФ, утрачивает право на применение данного спецрежима с начала налогового периода, то есть с даты выдачи патента.

В этом случае налогоплательщик должен уплатить налоги по общей системе налогообложения как вновь зарегистрированный предприниматель. При этом можно уменьшить налог на доходы физических лиц за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога (п. 7 ст. 346.45 НК РФ).

О прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель обязан заявить в инспекцию в течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Рекомендуемые формы таких заявлений (формы N 26.5-4 и N 26.5-3 соответственно) утверждены Приказом ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@.

В соответствии с п. 3 ст. 346.46, п. 6 ст. 6.1 НК РФ предприниматель должен быть снят инспекцией с учета как налогоплательщик, применяющий патентную систему, в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления.

С 2013 г. применение системы налогообложения в виде ЕНВД не является обязательным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели могут добровольно перейти на данный спецрежим при соблюдении требований, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в качестве плательщика единого налога в налоговом органе, подав заявление по установленной форме в течение пяти рабочих дней с начала применения ЕНВД (п. п. 2 и 3 ст. 346.28, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом датой постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД считается дата начала применения этого спецрежима, указанная налогоплательщиком в заявлении.

Таким образом, в случае утраты права на применение патентной системы налогообложения, после снятия Вас с учета как налогоплательщика, применяющего патентную систему, Вы можете перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД и, соответственно, встать на учет в качестве плательщика единого налога.


Вопрос: Я родила ребенка, по коллективному договору мне положена материальная помощь единовременно при рождении ребенка в сумме 4600руб.

Обязательно ли мне представлять справку 2 НДФЛ с работы мужа?

Ответ: В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Следовательно, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 руб.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ определено, что организации и индивидуальные предприниматели от которых или в результате отношений с которыми, налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет. Указанные организации и индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания налога на доходы физических лиц возлагается НК РФ на организацию, являющуюся налоговым агентом, для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи одним из родителей требования организации о предоставлении сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" являются обоснованными.

В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога.

В случае невозможности представления справки по форме 2-НДФЛ, по независящим от физического лица обстоятельствам (например, другой родитель не работает), освобождение от налогообложения указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного другим родителем, о неполучении указанной выплаты, и документального подтверждения, что он не работает (например, копия трудовой книжки).


Вопрос: Основная регистрация у меня в г.Кургане, на данный момент я 3 года проживаю в г.Мурманске, есть временная регистрация. В какую инспекцию мне следует обратиться по возврату 13 процентов за оказание дорогостоящих медицинских услуг?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме.

Налогоплательщики - физические лица на основании п. 1 ст. 83 НК РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под местом жительства понимается адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, для получения социальных и имущественных налоговых вычетов представляют налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства. В Вашем случае в ИФНС России по городу Кургану.

Декларацию можно представить за 3 года предшествующих году подачи декларации, т.е. например за 2012 год можно представить в 2013, 2014, 2015.


Вопрос: Для получения стандартного вычета на ребенка к заявлению необходимо приложить свидетельство о рождении ребенка. Как поступить если свидетельство выдано в г.Петропавловске в Казахстане (первая фраза на казахском, а потом идет текст на русском, т.е. ФИО матери, отца, ребенка – на русском). Нужен ли перевод, если да, то в какой форме и куда обращаться? Надо ли подтверждать получение гражданства ребенком?

Ответ: В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Если свидетельство выдано компетентным органом иностранного государства, оно будет составлено на иностранном языке. Такой документ должен быть переведен на русский язык и легализован консульским учреждением России на территории государства, выдавшего это свидетельство.

Легализации российскими консульскими органами подлежат лишь те документы, которые выданы на территориях государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 г. (далее – Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.

Поэтому, официальные документы из стран - участниц Гаагской конвенции принимаются на территории России со специальным штампом "апостиль" и дополнительной легализации не требуют.

Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию 05.04.2000, которая вступила в силу 30.01.2001.

Таким образом, в Вашем случае свидетельство о рождении ребенка, должно иметь "апостиль". Заверять (легализовывать) его консульским учреждением Российской Федерации, не нужно. Перевод свидетельства на русский язык обязателен.

Согласно ст. 81 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Таким образом, для перевода иностранного документа на русский язык, Вам необходимо обратиться к переводчику и (или) нотариусу.

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ, стандартные налоговые вычеты уменьшают доходы, для которых предусмотрена ставка в размере 13%. В соответствии с п. 1 ст. 224 Кодекса налоговая ставка в размере 13% установлена для налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 2. ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Поскольку стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику, то для их применения, не будет иметь значение, гражданином, какой страны является его ребенок. Определяющим фактором применения вычета будет служить, является налогоплательщик резидентом Российской Федерации или нет.

Исходя из изложенного, документ на ребенка о подтверждении его гражданства Российской Федерации с целью получения стандартного налогового вычета представлять не нужно.


Вопрос: Я отец ребенка, не достигшего 18 лет, который прописан не со мной, а у бабушки. В бухгалтерию я написал заявление о предоставлении стандартного вычета в размере 1400 руб. и приложил копию свидетельства о рождении ребенка, где я записан как отец. Но у меня требуют свидетельство о браке и справку из ЖКО или ТСЖ о совместном проживании с ребенком. С женой и ребенком мы живем вместе, но прописаны в разных местах и брак не зарегистрирован, но у нас общий "семейный бюджет".

Правомерно ли требование у меня свидетельства о браке и справку из ЖКО, которая не будет подтверждать, что ребенок проживает со мной?

Обязана ли организация на основании свидетельства о рождении и заявления предоставить мне вычет? Какие еще документы мне необходимо представить в моей ситуации?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.

В частности, на первого ребенка, начиная с 01.01.2012, такой вычет установлен в размере 1400 руб. в месяц.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Таким образом, Кодексом установлены два важных условия для предоставления вычета, это:

  1. физическое лицо должно являться родителем (супругом родителя) ребенка;
  2. ребенок должен находиться на обеспечении родителя (супруга родителя).

Следовательно, отсутствие зарегистрированного брака между родителями, на обеспечении которых находится ребенок, и факт совместного проживания не препятствует получению данного налогового вычета.

Согласно пункту 3 статьи 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Конкретный перечень документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение стандартных вычетов, в Кодексе не установлен. Однако очевидно, что эти документы должны свидетельствовать, в частности о наличии у него на обеспечении детей соответствующего возраста.

Как видно из обращения, Вы являетесь отцом несовершеннолетнего ребенка, брак с матерью ребенка не зарегистрирован. Проживаете совместно, но прописаны в разных местах.

Исходя из изложенного, считаем, что для получения стандартного налогового вычета, Вам, необходимо представить налоговому агенту следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • письменное заявление матери ребенка о том, что Вы (отец ребенка) фактически проживаете с ребенком и участвуете в обеспечении ребенка.

Вопрос: В каком порядке осуществляется налогообложение НДФЛ компенсационных выплат, связанных с увольнением с гражданской службы при реорганизации, ликвидации госоргана?

Ответ: Согласно изменениям, внесенным в п. 3 ст. 217 НК РФ (Федеральным законом от 21.11.2011 № 330-ФЗ), с 01.01.2012 подлежат налогообложению компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников в виде: выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

Что касается компенсации, которая выплачивается госслужащему в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией либо ликвидацией государственного органа или сокращением должностей (п. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), по своему существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при аналогичных обстоятельствах.

При этом, как указанно в Законе №79-ФЗ, при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания выходное пособие не выплачивается. То есть эта компенсация выплачивается взамен выходного пособия, предусмотренного ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Соответственно, при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, она освобождается от налогообложения только в размере, не превышающем трехкратный размер среднего месячного заработка.


Вопрос: В 2012 году бабушка по папиной линии подарила мне квартиру, которую в этом же году купила по сертификату вдовы ветерана ВОВ (стоимость 966000 руб.). Фамилии у нас разные. Должна ли я представить в налоговую инспекции какое-либо пояснение о родственных отношениях?

Ответ: В соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

В силу действия п. 1 ст. 229 и пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ налоговая декларация представляется физическими лицами, получавшими от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Таким образом, налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию при получении доходов, полученных в порядке дарения от членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, если иных доходов, подлежащих декларированию, не имеется.

В данном случае налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению каких-либо дополнительных документов для освобождения указанного дохода от налогообложения.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения или месту жительства соответственно не позднее пяти дней со дня данного нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 6 ст. 85 НК РФ). При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

Однако в случае отсутствия таких сведений налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе вызвать налогоплательщика на основании письменного уведомления для дачи пояснений. При документальном подтверждении факта родства (предъявлении копии свидетельства о рождении, копии свидетельства о браке в случае смены фамилии) указанный доход освобождается от налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ.


Вопрос: В 2012 году, мною были проданы два жилых помещения, находившиеся собственности 10 лет, и приобретен дом с земельным участком. Хотелось бы узнать какие документы, и по какой форме, мне необходимо представить в налоговый орган в связи с продажей указанных объектов. Также хотелось бы узнать комплект документов необходимый для оформления налогового вычета, в связи с приобретением жилого дома. Ранее мною налоговый вычет не оформлялся, нахожусь в браке, но имущество оформлено на меня одного.

Ответ: Согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более не облагаются налогом на доходы физических лиц. Поскольку обе проданные в 2012 г. квартиры находились в Вашей собственности более трех лет, полученные доходы не подлежат налогообложению и декларировать их не нужно.

В то же время в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, но не более 2 000 000 руб.

Из данной нормы следует, что в случае приобретения земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, жилой дом и земельный участок рассматриваются для целей получения имущественного налогового вычета как один объект. В этом случае в расходы на приобретение жилого дома включаются также расходы на приобретение земельного участка, на котором расположен этот жилой дом.

Согласно абз. 22 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении вышеназванного имущества налогоплательщик представляет документы, подтверждающие право собственности на данное имущество.

Таким образом, для получения имущественного налогового вычета Вам необходимо представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц. К налоговой декларации нужно приложить заявление о предоставлении имущественного налогового вычета и документы, подтверждающие право на его получение (свидетельство о регистрации права собственности на дом, свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок, договор купли-продажи, расписку продавца в получении денег в случае если это не отражено в договоре).

Кроме того в соответствии с п. 3 ст. 220 НК РФ Вы можете воспользоваться налоговым вычетом непосредственно по месту работы. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства заявление о получении вычета и вышеназванные документы. После проверки представленных документов налоговая инспекция выдаст Вам уведомление, подтверждающее право на получение вычета по месту работы.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, то его остаток переносится на последующие налоговые периоды до его полного использования.


Вопрос: Я зарегистрировала ИП, вид деятельности - посреднические операции с недвижимым имуществом, работать буду с физическими лицами за наличный расчет.

Нужен ли мне кассовый аппарат или достаточно бланков строгой отчетности?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

При этом Законом № 54-ФЗ и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение), не установлены виды деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей для целей использования бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.

Принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН), разработанным в целях учета новых социально-экономических условий в Российской Федерации, опыта ведущих зарубежных стран в области стандартизации и осуществления сертификации услуг населению.

В перечне ОКУН не поименована такая услуга как «посреднические операции с недвижимым имуществом». При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг населению является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в ОКУН присутствует слово "прочие", что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг в качестве исчерпывающего.

На основании изложенного, по мнению Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 08.10.2012 № 03-01-15/8-213), использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству Российской Федерации, в случае если эти услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН в качестве услуг населению.

При этом организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения, а именно:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

в) фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

г) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

д) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

е) вид услуги;

ж) стоимость услуги в денежном выражении;

з) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

и) дата осуществления расчета и составления документа;

к) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

л) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).


Вопрос: Можно ли переплату по налогу на имущество физических лиц зачесть в счет уплаты транспортного налога?

Ответ: Права налогоплательщиков в части зачета и сам порядок зачета излишне уплаченных сумм налогов установлены ст. 78 НК РФ. Зачет в счет предстоящих платежей и недоимки по другим налогам, пеням, штрафам может производиться только внутри каждого вида налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налоговый кодекс предусматривает следующие виды налогов:

  • федеральные, к которым относятся НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, госпошлина, ЕНВД, ЕСХН, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН (п. 7 ст. 12, ст. 13 НК РФ);
  • региональные, к которым относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог (ст. 14 НК РФ);
  • местные - налог на имущество физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ).

Таким образом, зачет ошибочно уплаченной Вами суммы налога на имущество в счет погашения задолженности по транспортному налогу не может быть произведен.

Сумму излишне уплаченного налога Вы вправе вернуть по письменному заявлению. Согласно п.6 ст.78 НК РФ возврат осуществляется в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Получить информацию о суммах своей задолженности перед бюджетом в разрезе налогов, в автоматическом режиме сформировать и распечатать платежный документ на перечисление сумм не уплаченных в срок налоговых платежей Вы можете на сайте УФНС России по Курганской области (www.nalog.ru), воспользовавшись онлайн-сервисом "Узнай свою задолженность".

Дополнительно сообщаем, что в рамках реализации возможности передачи налоговым органом налоговых уведомлений в электронном виде разработан интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (www.nalog.ru), который позволяет получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, о задолженности по налогам перед бюджетом, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и платежные документы на уплату налогов, оплачивать налоговую задолженность.

Для получения регистрационной карты и доступа к сервису необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России с заполненным заявлением (или заполнить его в инспекции), паспортом и свидетельством о присвоении ИНН. В сервисе предусмотрена также возможность подачи онлайн-заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке в налоговую инспекцию


Вопрос: Имеет ли право индивидуальный предприниматель, имеющий патент на право розничной торговли в объекте стационарной торговой сети, осуществлять другой вид деятельности в той же торговой точке?

Ответ: Да, имеет право, но при этом, индивидуальный предприниматель обязан приобрести патент на второй вид деятельности. Например, индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги. На этот вид деятельности приобретается патент с указанием вида деятельности «Парикмахерские и косметические услуги». Наряду с этим видом услуги предприниматель может осуществлять в этом же помещении розничную торговлю, приобретя другой патент, с указанием вида деятельности «Розничная торговля …»

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, установлен пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса. При этом согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

При подаче заявления на получение патента по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 декабря 2012 г. N ММВ-7-3/957@, индивидуальный предприниматель, в том числе, обязан указать вид предпринимательской деятельности, в отношении которой он предусматривает применять патентную систему налогообложения. Применять иной налоговый режим по виду предпринимательской деятельности, который указан в полученном патенте, индивидуальный предприниматель не вправе, за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 19, 32, 33, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.

Так, в отношении розничной торговли необходимо иметь в виду следующее.

Если индивидуальный предприниматель имеет магазин (магазины) с площадью торгового зала не более 50 кв. метров и получил патент на розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров (подпункт 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса), а также имеет иной магазин (магазины) с площадью торгового зала свыше 50 кв. метров, но не более 150 кв. метров, он вправе в отношении розничной торговли через этот магазин (магазины) перейти на уплату единого налога на вмененный доход по виду предпринимательской деятельности, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса, на упрощенную систему налогообложения или на общий режим налогообложения. Если указанный индивидуальный предприниматель имеет также магазин (магазины) с площадью торгового зала свыше 150 кв. метров, он вправе в отношении розничной торговли через этот магазин (магазины) применять упрощенную систему налогообложения или общий режим налогообложения и совмещать один из них с патентной системой налогообложения.

Если индивидуальный предприниматель получил патент на розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подпункт 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса), и имеет иной магазин (магазины) с площадью торгового зала, он вправе в отношении розничной торговли, осуществляемой через такие объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала, применять патентную систему налогообложения (если площадь торгового зала не более 50 кв. метров), единый налог на вмененный доход (если площадь торгового зала более 50 кв. метров, но не более 150 кв. метров), упрощенную систему налогообложения или общий режим налогообложения (если площадь торгового зала свыше 150 кв. метров).

В аналогичном порядке вправе совмещать патентную систему налогообложения и иные режимы налогообложения индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания (подпункт 47 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса), если он осуществляет также предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 50 кв. метров, но не более 150 кв. метров, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

В отношении предпринимательской деятельности по передаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (подпункт 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса), необходимо иметь в виду следующее.

Субъекты Российской Федерации на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса вправе в отношении указанного вида предпринимательской деятельности установить размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).

Форма патента, утвержденная приказом ФНС России от 27 декабря 2012 г. N ММВ-7-3/1014@, предусматривает, что в патенте указываются показатели, характеризующие отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 10, 11, 19, 32, 33, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель получил патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, то такой патент будет действовать только в отношении передаваемых им в аренду объектов, указанных в патенте.

Если у индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, имеются в собственности иные жилые и нежилые помещения, дачи, земельные участки, которые он сдает в аренду и которые не указаны в патенте, он вправе в отношении доходов от аренды указанных объектов применять иные режимы налогообложения.

Аналогичный порядок совмещения патентной системы налогообложения и иных режимов налогообложения применяется в отношении:

  • оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (подпункт 10 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса);
  • оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (подпункт 11 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса);
  • оказания услуг по перевозке пассажиров водным транспортом (подпункт 32 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса);
  • оказания услуг по перевозке грузов водным транспортом (подпункт 33 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса).

Патентная система налогообложения по указанным видам предпринимательской деятельности может применяться только в отношении транспортных средств, указанных в патенте. В отношении доходов от услуг, оказываемых с использованием транспортных средств, не указанных в патенте, могут применяться иные режимы налогообложения.

Опубликовано: 20.06.13 15:11 | Просмотров: 3292 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Рекомендуем
© 2018 Администрация Шадринского района 641870, Курганская область, город Шадринск, улица Розы Люксембург 10
тел/факс: (35253) 7-62-43 E-mail: 45t02102@kurganobl.ru