27.09.10
Национальные традиции
Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полёте
    Сельская школа всегда была не только центром образования, но и воспитания в детях любви к родному краю и чувства патриотизма. Юлдусская средняя школа – явление уникальное, так как находится она в национальном татарском селе. Это и отличает её от всех образовательных учреждений Шадринского района. К тому же, эта школа третий год является областным стажистом и работает по теме «Школа – центр социума». Так же назывался и областной конкурс, в котором школа заняла первое место в 2007 году. В рамках проекта «Воспитание позиции созидателя на культурных традициях народа», который успешно реализуется юлдусскими педагогами и учениками, проходит огромное количество разнообразных встреч и мероприятий. Обо всём этом мы сегодня, накануне профессионального праздника педагогов, и поговорим.

Вектор на ячейку общества
    Коллектив учителей старается работать не только с детьми, но и непосредственно с семьями. Ведь основное воспитание и самые первые и главные навыки ребёнок получает именно среди родных и близких людей. Одним из главных направлений взаимодействия школы с семей является участие родителей не только в праздниках и торжественных мероприятиях, но и в решении серьёзных проблем и вопросов. Например, сначала в качестве эксперимента был создан совет отцов. Сейчас он занял достойное место в учебно-воспитательной работе.
    Частые гости в стенах школы – бабушки и дедушки. Именно из их уст можно узнать так много о традициях и обычаях татарского народа. А дети, в благодарность за участие в их жизни людей старшего поколения, помогают им решить некоторые хозяйственные вопросы, работая в отрядах милосердия.

Моя твоя понимать
    «Начать изучать народные традиции и культуру невозможно без знания национального языка и литературы», – отмечает директор школы Гульсима Фрунзовна Байтерякова. Со дня открытия в селе Юлдус государственной школы язык, на котором велось обучение, несколько раз менялся. С 1927-го по 1962 год все предметы велись на татарском языке, с 1962-го – на русском. В то же время в учебном плане были татарский язык и татарская литература. В 1972 году эти предметы из плана исключили. Так продолжалось до 1985 года. Но необходимость в изучении этих предметов не просто была, она возрастала. Из непростой ситуации вышли, введя эти курсы как факультативные занятия.
    Снова же ввели эти предметы в школьную программу в 1995-м. Ребята изучают не только сам язык и татарскую литературу, но и географию, и население Республики Татарстан, а также произведения татарских композиторов. Учитель русского языка и литературы Т.А. Галимов (обладатель президентского гранта) прошёл курсы в Казани, разработал программу и переквалифицировался в учителя татарского языка. Пришлось преодолеть и некоторые трудности. Например, с поиском методической литературы. В конце девяностых годов Министерство образования Республики Татарстан протянуло руку помощи, выделив учебники и книги на татарском языке.
    А местные предприниматели А.Ш. Хабибуллин и Ш.Ф. Сайбабталов отправились в далёкий путь до своей исторической родины и доставили литературу в школу на своём транспорте.
    Вообще сплетение татарского и русского языков называют диалогом двух культур. Наверное, многие замечали, как представители диаспоры, о которой идёт речь, легко совмещают в беседе слова обоих этих языков.

Традициям нужно учить
    Татарские народные традиции заключаются не только в проведении национальных праздников. Знать свою культуру – значит использовать её в повседневной жизни, быть не только теоретиком, но и активным практиком. Поэтому Юлдусская школа старается не только изучать значимые для татар национальные и религиозные праздники, но и дать понятие и рассказать о татарском быте, его особенностях и отличиях от быта других народов. На уроках домоводства девочки учатся готовить национальные блюда «Бэлеш», «Чэк–Чэк», «Кыстымбый», «Онаш», а также занимаются рукоделием. Познают азы мастерства вышивки и вязания, используя при этом оригинальные национальные орнаменты.
    Устное народное творчество – ещё один важный момент, связанный с татарскими традициями.
    «Узоры души моего народа» – так называется экспозиция в школьном музее. Старинные вещи, кухонная утварь, которую использовали в своём быту предки. К слову сказать, они её сами изготовляли. Теперь же таких умельцев осталось очень мало. Делают, правда, резные наличники, в которых тоже используют узоры, присущие только татарскому народу.
    А вот что касается нарядов, то можно сказать, что здесь началось активное возобновление коллекций национальных костюмов. Женщины стараются реставрировать старые или приобретать новые платья. Их они обязательно надевают на все памятные события. Что уж говорить о тюбетейках. Это излюбленный головной убор всего мужского населения от мала до велика. Причём без разницы, татарин ты или нет, мусульманин или относишь себя к другому вероисповеданию.
    Взрослые научили детей и народным играм, таким как «Куянкай», «Буш урын», «Чума урдак, чума каз», «Кабыргалы-камчалы», «Без, без, без идек» и многим другим. Ребята с удовольствием играют во время перемен, на оздоровительной площадке и во время проведения национальных праздников.
    Очень любимы детьми абсолютно все татарские праздники. Активно участвуют они в Сабантуе, ставшим не только сельским праздником, но и приобретшим статус межрайонного. Празднуют юлдусские школьники и весенний Карга боткасы (воронья, грачиная каша).
    В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. Как только с земли сходил снег, устраивался праздник Карга боткасы. В Юлдусе он отмечается традиционно. Дети и взрослые собираются на самом возвышенном месте села, разжигают костёр, варят кашу и кипятят чай. Первую порцию каши отдают земле, желая всем мира и богатого урожая, вторую – воде, чтобы она сохранила живность на земле. Третья порция достаётся небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвёртая – воронам, в благодарность за принесённую ими весну. После этого за угощение принимаются все присутствующие, а потом поют песни и затевают весёлые игры.
    Расширилась работа по воспитанию детей в национальных традициях и благодаря новому предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». Наряду с изучением обычаев и традиций разных народов, у ребят есть ещё одна возможность глубже познакомиться и со своей родной культурой. Кроме этого, в каждой национальной культуре и религии очень схожие нравственные принципы, учить которым очень полезно представителей молодого поколения. Не курить, не употреблять алкоголь, содержать в чистоте своё тело, место, где ты живёшь, – очень полезные привычки, из которых потом формируется высокодуховная личность.

КОЦ объединяющий
    Будет не совсем правильно, если мы будем вести речь только лишь об одной школе. Ведь в 2003 году она приобрела статус культурно-образовательного центра. А значит, что все учреждения соцкультбыта теперь должны работать вместе – слаженно и ради одной цели – воспитать достойную молодёжь. Центр культуры включает в себя Юлдусский и Сибиркинский сельские клубы, Юлдусскую библиотеку и ФАП, Сибиркинский медпункт. В работу вовлечены местные фермеры и частные предприниматели и, конечно же, мусульманская община ичкинских татар. Ведь большинство существующих национальных традиций берут исток именно в религии.
    Нет здесь таких границ – это мероприятие школьное, это сельское, а это спортивное. «Если в школе праздник, значит, во всём селе праздник. Да и наш педагогический коллектив всегда старается держаться вместе и во всём друг другу помогать», – рассказывает директор школы.

Мы к вам, вы к нам
    Активное возрождение татарских национальных традиций началось чуть более десяти лет назад. За это время юлдусцы построили мечеть, начали реставрировать мечеть в деревне Сибирки, стали вновь отмечать некоторые забытые праздники, приобретать национальные костюмы. Более плотной стала связь с исторической родиной – Татарстаном. Делегации из этой республики постоянно наносят визиты в уникальное село Зауралья. Школа не раз становилась площадкой для работы учёных Казанского университета. Словом, это десятилетие можно назвать временем накопления опыта. Теперь же пришло время этим опытом поделиться.
    Несколько человек из Юлдуса, в том числе и директор школы со своими воспитанниками, этим летом навестили село Верхний Ингал (Исетский район Тюменской области). Он тоже в основном населён татарами, но там сейчас только начинается движение, которое происходило в Юлдусе в конце 90-х – начале 2000-х. Визит был намечен на день празднования Сабантуя в том селе специально для того, чтобы была возможность увидеть и понять, чем именно нужно помочь и куда направить братьев-татар. Будем надеяться, что это станет отправной точкой для дальнейшей крепкой дружбы и разноплановой совместной работы по укреплению татарских традиций среди соседей по уральскому региону.

    Изучение национального языка, народных татарских традиций, плотное взаимодействие с семьями учеников, активная деятельность совместно со всеми организациями соцкультбыта, дружеские визиты в сёла и города с татарским населением и непрерывная связь с Татарстаном – лишь малая толика того, что делается педагогами и учениками села Юлдус. И это только десять лет спустя после некоторого забытья. Всё это возрождается и существует для того, чтобы подрастающее поколение видело и претворяло в будущем в жизнь устои и традиции, воспитавшие их отцов и дедов. Ведь для того, чтобы полёт был лёгким и парящим, птенцу нужно на своём примере показать, как правильно отрываться от земли и вести себя в потоке воздушных масс.
Анастасия Соловьёва
Фото автора
Материал предоставлен
редакцией газеты «Шадринский курьер»

Все права сохранены  ©  Официальный сайт Администрации Шадринского муниципального округа

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

https://amrshadr.ru/index.php?dn=news&to=art&id=43