27.01.11
Крещенские традиции
    Однажды в студёную зимнюю пору к Исети я вышел – крещенский мороз!.. Именно так хотелось перефразировать известные некрасовские строки 19 января, когда перед взором раскинулась традиционная картина, наполненная людьми, которые скопились около жарко дышащей проруби.
    Поскольку мне уже неоднократно доводилось созерцать ритуальные (а в условиях холодного российского климата, скорее, экстремальные) погружения в воду, могу сказать, что в целом из года в год число желающих окунуться в прорубь находится примерно на одном уровне, как и количество зрителей, вздыхающих и замирающих при виде очередного выскакивающего из зашторенной раздевалки человека. Вот и нынче, несмотря на холодную, по сравнению с прошлогодним праздником Крещения, погоду, иордань практически не пустовала: то и дело по ступенькам в неё опускались люди и, крестясь, скрывались под кристально чистой пеленой воды, чтобы через мгновение вынырнуть оттуда. «Зрительный зал» в виде площадки, огороженной со всех сторон снеговыми кирпичами и сосёнками, тоже был полон народу. Кто-то потихоньку подкрадывался к проруби и набирал в бутылку освящённой крещенской воды, но большинство просто наблюдало за происходящим действом, не уставая дивиться мужеству местных «моржей». Наконец, по традиции, за площадкой и прорубью присматривали казаки с плетьми – именно они и подготовили иордань близ Свято-Николаевского храма.
    В общем, казалось бы, всё как обычно – никаких коренных изменений. И всё же было в этом крещенском дне одно большое отличие от предыдущих. Дело в том, что на протяжении 13 лет на Исети в день Крещения Господня было две проруби. Нынче ветвь традиции оборвалась: руководство Спасо-Преображенского собора решило прекратить готовить иордань для шадринцев, мотивируя это тем, что подобные разовые купания отнюдь не приближают людей к Богу – значит, способствовать этому нет смысла.
    Однако многие горожане, очевидно, не знавшие эту новость, шли привычным путём в сторону пятачка из сосёнок, где раньше находилась прорубь – но там было пусто. Похоже, такая же пустота поселилась и в душах тех, кто с невольным вопросом: «Как же так?..» - отходил от этого участка Исети.
    Честно признаться, лично меня отсутствие второй купели тоже несколько обескуражило. Ведь Господь – это не механический набор ритуальных религиозных поклонений, правил, схем поведения и это не фарисейское фанатичное благочестие. Бог гораздо шире религии и всех её устоев. Так как, скажите, можно судить о том, стал или нет человек после купания ближе к нашему Господу? Только по увеличению потока прихожан? Простите, но этот показатель оценивает число отнюдь не тех, кто ближе к Всевышнему, а лишь тех, кто приблизился к церкви – неравнозначно, согласитесь. И не пора ли, в таком случае, отменить предпраздничные службы, собирающие огромное количество народа – ведь среди этих людей большая часть не является регулярными посетителями храмов? Или, может, церковнослужители заглядывали в душу каждому? Или они всё же судили обо всех лишь по тем вандалам и безбожникам, которые, разогрев кровь алкоголем, с матом полезли в прорубь? Но ведь таких немного – стоит ли ориентироваться на них, поднимая белый флаг перед народом?
    Глубоко убеждена, что у каждого путь к Богу свой, индивидуальный. Как знать: быть может, кто-то, однажды решившись окунуться в иордань и покаявшись душою и сердцем перед этим, поднимется на новую ступеньку большой лестницы, ведущей к Нему.
    Скажу и ещё об одном моменте. Неоднократно доводилось видеть в различных СМИ и на интернет-страничках замечания церковнослужителей по поводу того, что погружающиеся в иордань не соблюдают правильность ритуала. Параллельно с этим – причём гораздо чаще – слышала я и вопросы людей о том, каковы вообще правила крещенского купания. Но мало кто с таким вопросом обращался в церковь: по опыту знаю, что там таких религиозно неопытных новичков зачастую встречают с назидательным осуждением – мол, ничего не знаете, а всё туда же. Кто же после такого захочет идти к Господу через церковный порог? Тогда, быть может, со стороны церковнослужителей было бы разумнее на собственном примере показывать людям, как себя вести перед иорданью (и, собственно, в ней самой)?
    Впрочем, сколько ни задавай риторических вопросов, факт остался фактом: у нас в городе стало на одну крещенскую купель меньше. Может, церковь и не обязана устраивать и освящать иордани, а должна ждать инициативы со стороны общественности – я не знаю. Но как бы то ни было, я верю, что число верующих людей, у которых есть Бог в душе, осталось прежним. С Крещением вас, православные!
Татьяна Межина
фото автора
Материал предоставлен
редакцией газеты «Шадринский курьер»
В Ключевской купели
    Праздник Крещения в этом году прошёл в селе Ключи особенно широко. Как рассказала нам заведующая клубом Наталья Оболдина, на водоёме заранее обустроили очень удобную купель. После прошедшей службы крестным ходом пошли на водоём. Нашлось очень много желающих окунуться в крещенской воде. Купались и стар и млад, целыми семьями, как, например, Ворошнины, Девятковы, Гурьевы, Оболдины, и многие другие. 19 января это стало самым популярным местом в Ключах. Нескончаемым потоком до позднего вечера шли сюда автомобили со всех окрестных населённых пунктов. Особую благодарность следует выразить устроителям, которые очень постарались: для машин подготовили автостоянку, организовали освещение, охрану и кабинки.
    Наталья Оболдина в Крещенскую купель окунается второй год подряд. Ощущения от этого, по её словам, трудно передать тем, кто этого не испытал. «Сердце на миг замирает, а потом как будто начинается новый виток жизни». Хорошо, что с каждым годом всё больше людей начинает наступающий год с такого позитивного опыта.

Все права сохранены  ©  Официальный сайт Администрации Шадринского района

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://amrshadr.ru/news/a-90.html